САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВЕДОМОСТИ 29 ЯНВАРЯ 2005Г.
“АРСЕНАЛ ДЕМОКРАТИИ”
Уставный
суд его пополнил, разрешив оспаривать любые
нормативные акты городских и муниципальных властей
Два
простых гражданина — жители Петербурга Ю.
Сорокин и И. Половцев — одержали выдающуюся победу над бюрократией.
Рассмотрев их жалобу, Уставный суд города вынес решение, что отныне граждане
могут оспаривать в судебном порядке не только законы Санкт-Петербурга, но и
«иные нормативные акты» — т. е. любые
местные чиновничьи и муниципальные распоряжения, инструкции, положения и
прочие подзаконные акты. |
Впрочем, как известно из истории, мало одержать победу
— нужно суметь воспользоваться ее плодами. Поэтому дело «Сорокин и Половцев против бюрократии» нуждается — не побоимся это сказать
— в рекламе. Но начать лучше с неких общих суждений.
Как корабль обрастает ракушками, так любое государство обрастает бюрократией. В тех же США различных контролирующих, указующих и надзирающих структур не меньше, чем у нас, причем они еще более занудны. Но опытная американская демократия создала весьма эффективный механизм, не позволяющий бюрократам становиться над обществом, — судебную защиту. Американец так воспитан, что бежит в суд с жалобой на любое, действительное или мнимое, нарушение своих закрепленных в конституции гражданских прав. И потому Америка, с точки зрения внутренней политики, считается одной из самых свободных стран.
У нас же народ прошел другую — суровую школу и стоически принимает любые инициативы власти. Содрали половину зарплаты за «услуги по эвакуации транспортного средства на штрафную стоянку», заставили собирать, чтобы ребенка приняли в школу, кучу бессмысленных справок, разместили в парке отдыха жилой дом — мы приемлем ^
это как дурную погоду: ее можно сколько угодно ругать, но невозможно изменить.
Теперь можно.
Чтобы объяснить, что можно и почему, придется перейти к изложению некоторых юридических тонкостей. Возможно, кому-то из читателей они покажутся малоинтересными. Всякого рода газеты и особенно телевидение усиленно прививают обществу стиль «информационного примитивизма», не требующий ни малейших интеллектуальный усилий: утром где-то упал вертолет, днем министр встретился с министром, вчера кинозвезда родила двойню. Оттого и живем так, как живем: боимся милиции, заискиваем перед чиновником, безропотно платим деньги за услуги, которых не получаем. Изредка выходим на малолюдные митинги, на которые никто не обращает внимания. Фактически мы добровольно из-за лени и незнания отказываемся от прав, гарантированных нам российской Конституцией, Уставом Санкт-Петербурга и вообще всем сводом законодательства. Так, может, юридические тонкости стоят того, чтобы в них вникать?
Мало кто знает, что и до решения, о котором идет речь, в Уставном суде можно было оспаривать городские законы — это предусмотрено законом «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» от 24.05.2000 г.
Юридически корректно следовало бы сказать, что в суде законы не оспариваются, а «проверяются на соответствие Уставу Санкт-Петербурга», но по сути это почти одно и то же.
Дела по такой проверке городских законов были, но — единицы. Это документы, как правило,добротные,написанные с учетом аналогичных зарубежных и международных норм. Что на самом деле превращает Россию в бюрократическое государство — это неисчислимые «подзаконные нормативные документы», которые никогда ничего не разрешают, а только требуют,запрещают и грозят штрафами. Но именно их и невозможно было оспорить.
В законе Санкт-Петербурга об Уставном суде (ст. 79) сказано следующее: «Жалоба граждан и их объединений в Уставный суд допустима, если требует проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга законов Санкт-Петербурга или их отдельных положений...», О «решениях», «постановлениях» и прочих циркулярах не сказано не слова.
Это и послужило поводом для обращения в Уставный суд граждан Сорокина и Половце-ва. Их логика понятна: если можно проверять на соответствие городскому Уставу(в котором приоритетными являются статьи о правах человека) законы, то почему нельзя «нормативные акты» не столь высокого ранга?
Ответ и представителя губернатора города, и представителей Законодательного собрания был прост: нельзя — потому что этого нет в законе. Действительно, в процитированной выше статье 79 говорится только о законах. Но в самом Уставе (ст. 50) форму
лировка иная: «Уставный суд Санкт-Петербурга создается для рассмотрения вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления... Уставу Санкт-Петербурга». То есть в одном случае говорится о полномочиях суда по проверке только законов, в другом — законов и иных нормативных актов. У суда в этой ситуации фактически не было выбора: Устав города имеет высшую силу по отношению к любым другим городским нормам. Да и не только по букве, но и по духу закона суд должен защищать, а не ограничивать права гражданина.
Правда, в данном деле была одна тонкость: Уставный суд рассматривал на соответствие Уставу города закон... об Уставном суде, т. е. закон о самом себе, что как бы противоречит одному из принципов юриспруденции: никто не может быть судьей в собственном деле. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что этот принцип к данному конкретному делу отношения не имеет. Во-первых, вопрос, что именно подсудно суду, на самом деле являлся вопросом о правах граждан, об их возможности юридическим путем разрешать свои споры с властью. Во-вторых, с точки зрения права, Закон об Уставном суде имеет такую же силу, как и любой другой закон, — меньшую, чем Устав. И, наконец, суд не меняет законы — он только говорит, соответствуют ли они Уставу. Право готовить и принимать новые, взамен отмененных, нормы имеет толыко Законо
дательное собрание.
В итоге Уставный суд вынес то знаменательное решение, о котором идет речь: граждане имеют право обращаться в Уставный суд с жалобами на любые нормативные акты городской и муниципальных властей, в случае если эти акты, по мнению заявителей, противоречат Уставу Санкт-Петербурга. Не будем провоцировать людей на судебные тяжбы, подсказывая, какие распоряжения из числа тех, что вызывают недовольство большинства населения, можно было бы обжаловать. Важно, что такая возможность появилась.
Правда, вскоре Законодательное собрание может принять норму, которая значительно усложнит процедуру, сделав ее такой же, как и существующая процедура жалобы на законы. Для обращения в Уставный суд потребуется, чтобы у заявителя в обычном федеральном суде рассматривалось дело, в ходе которого применялись бы городские нормативные акты — и только эти акты можно обжаловать.
Сложно? А что делать? Восемьдесят с лишним лет назад выдающийся политик сказал:
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если умеет защищаться». Еще в большей степени это относится к демократии. Она остается демократией, когда умеет защищаться, но в отличие от революции законными методами. Поэтому можно сказать, что петербуржцы Сорокин и Половцев сделали (пусть и невольно, решая свои частные проблемы) для развития демократии больше, чем иные политики и депутаты за всю свою карьеру.
В. ВЛАДИМИРОВ